И К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА

Весна на шестой материк пришла без капели и вешних вод, но ее дыхание чувствовал каждый житель Мирного: дни становились все длиннее, налетавшие на поселок ураганы казались не такими жестокими, как в полярную ночь. Теперь, несмотря на то, что нам осталось пробыть в Антарктиде еще четыре месяца, каждый про себя считал дни. А дни пролетали быстро, так как работы у всех хватало. С приходом светлого времени чаще стали летать самолеты, еще более оживилась научно-исследовательская работа.

Помню, как однажды собрались в кают-компании ученые, летчики, штурманы, радисты, механики и другие участники экспедиции. Мы подвели итоги деятельности авиационного отряда за прошедшее время и наметили планы весенних работ. Было решено организовать в Оазисе с помощью авиации выносную метеорологическую станцию для наблюдения за погодой в этом очень интересном для науки районе.

Авиационный отряд за время суровой полярной зимы не потерял ни одного самолета, все машины были в строю. Об этом мы рапортовали руководству экспедиции.

— Ну, раз так, — сказал Михаил Михайлович Сомов, — то не стоит откладывать. С первой хорошей погодой нужно выпустить самолет в район Оазиса. Какой самолет полетит, пусть решит Иван Иванович.

— Для начала слетаем в Оазис на АН-2, но в этот рейс научных сотрудников мы не возьмем. Ведь неизвестно еще, сможем ли мы там сейчас посадить самолет. Слетаем, посмотрим, а тогда можно будет начать переброску людей.— Согласен. Летите на разведку, а затем уже начнем организацию выносной станции.

Трудность этого полета заключалась в том, что, направляясь в Оазис, мы не знали, какая нас там ждет погода. Но пока нам сопутствовала удача: день был тихим, на небе ни единого облачка, яркое солнце освещало снежную поверхность материка. Спустя два часа после вылета из Мирного на горизонте появились очертания холмов Оазиса.

— Иван Иванович, летим-то по проторенной дорожке. За зиму тут ничего не изменилось, разве что застругов стало малость побольше!

— Это верно, но зато позади осталась зима, а впереди весна и лето. Смотрите, весна действительно пришла в Антарктиду!

Впереди по курсу показались побуревшие сопки. Чем ближе подходили мы к Оазису, тем дальше отступал снеговой покров, обнажая выходы коренных пород. Летим над сопками. Внизу — покрытые льдом озера и речушки. Ищем глазами палатку, которую оставили здесь прошлой осенью. Каш делает несколько кругов, и кто-то из экипажа кричит:

— Смотрите, вон металлическое основание палатки, которое мы привалили камнями!

— А где же сама палатка?

— Узнаем, когда сядем, — сказал Каш. — А сейчас нужно найти место, где можно посадить машину.

В это время года в Оазисе можно совершать посадки на всех озерах и заливах. Лед там толстый и выдерживает самолеты любого типа. Вскоре наш самолет сел на льду одного из заливов. Подрулив машину к высокому обрывистому мысу, Каш выключил мотор. В нескольких десятках метров от нас была земля. Как по команде все ринулись к ней и, забыв обо всем на свете, стали собирать и разглядывать причудливой формы камни; одни из них напоминали рыб, другие — каких-то животных, третьи — посуду. Все это — работа времени, воды и ветра. Стало настолько жарко, что мы разделись до пояса.

— Красота, — счастливо вздохнул бортмеханик Чагин. — Все равно как на юге!

— А ты и есть на юге, — усмехнулся Каш.

— Хватит, друзья, хорошенького понемножку. Надо поставить вешки, а на это уйдет много времени. Погода может измениться, вот тогда придется попрыгать.

Ребята неохотно стали одеваться.

Около двух часов мы осматривали район. Обозначив красными флажками место, где можно будет принимать лыжные и колесные самолеты, мы отправились домой.

В Мирном нас ждали с большим нетерпением. У всех на языке был один вопрос: «Ну как там, в Оазисе?»

— Курорт! — хором ответили члены экипажа.

На совещании было решено направить на АН-2 в Оазис группу научных сотрудников. Там они организуют временный лагерь и останутся до тех пор, пока самолеты ЛИ-2 и ИЛ-12 не доставят радиостанцию, палатки, научное оборудование, горючее и продовольствие.

На следующий день АН-2 вылетел в Оазис. На борту самолета был также и начальник экспедиции Михаил Михайлович Сомов.

Полет прошел без происшествий. Каш благополучно посадил машину на площадке, которую мы ограничили вчера флажками. Под укрытием скал была поставлена палатка; даже сильный ветер не унесет ее на припайный лед.

Все увлеклись работой и не заметили, как пролетело время. Вдруг подул ветер, и горизонт затянулся тучами. Полетели хлопья снега, упало давление: пурга. Летчики и пассажиры закрепили машину на ледовые якоря и перешли в палатку, чтобы переждать ненастье.

Долго шторм не выпускал людей из убежища. Выйти из палатки было нельзя, ураганный ветер мог свалить с ног, унести в белесую мглу. Наконец, на исходе третьих суток пурга стала стихать.

АН-2 вернулся в Мирный. Было решено отложить организацию станции в Оазисе, пока не установится там хорошая погода. Вечером ко мне зашел Зайцев.

— Треснул основной шпангоут в месте крепления шасси. Сейчас снимают обшивку фюзеляжа и будут наклепывать бужи на пятый шпангоут... Видно, у них там, в Оазисе, ветерок был подходящий. Если бы он продолжался еще три дня, на якорях остались бы одни шасси.

— Н-да, вот тебе и курорт. Вероятно, недели через две на Фигурном мы соорудим взлетно-посадочную площадку для ЛИ-2. Забросим туда маленький трактор и в пять дней доставим все, что нужно, для постройки полярной станции на Бангере.

Действительно, вскоре на озере Фигурном была сооружена взлетно-посадочная площадка. Солнце и ветер сделали свое дело. Они очистили лед от застругов, и озеро теперь имело гладкую, как зеркало, поверхность, настолько скользкую, что идти по ней без палки с железным наконечником было нельзя. Сажать там самолеты на колесах было опасно, так как пользование тормозами не давало никакого эффекта; после посадки машина могла развернуться и пойти хвостом вперед. Поэтому все грузы перевозил ЛИ-2, который был на лыжах. Большая площадь соприкосновения лыж со льдом давала возможность летчику удержать самолет после посадки и на взлете. Но после восьмидесяти посадок металлическая оковка лыж рвалась и нужно было ее заменять. Вот здесь-то мы опять встретились с трудностями. (Дело в том, что, подготавливая материальную часть авиационного отряда для работы в Антарктиде, мы заказали для самолетов ЛИ-2 металлические лыжи специальной конструкции. К моменту отхода первого судна в Антарктику лыжи еще не были готовы, поэтому договорились, что мастерские дошлют их нам на «Лене». На всякий случай мы взяли с собой четыре пары деревянных лыж. Но случилось так, что к отходу «Лены» лыжи не прошли испытаний.)

Было известно, что нужное нам листовое железо завезено в Мирный, но где оно сгружено, никто не знал. Опять повторилась та же история, что и с печами. Наконец, после долгих поисков железо было извлечено из-под снега, и наши механики наладили оковку лыж. Летный отряд перевез необходимые грузы для организации новой метеорологической станции в оазисе Бангера. Флаг нашей Родины на ней был поднят 15 октября.

Весна все больше вступала в свои права. Это позволило научным отрядам расширить работы и вынести их за пределы Мирного. Еще осенью, когда совершались рекогносцировочные полеты, примерно в восьмистах километрах на восток от Мирного, в районе берега Нокса, был обнаружен интересный для геологов район; с воздуха отчетливо было видно множество скалистых островов, расположенных у ледяного барьера. Как только позволила погода, самолет Ли-2 Н465 с группой научных сотрудников направился в этот район.

После того, как самолет миновал Оазис, внизу открылось большое водное пространство; очевидно, сильные ветры взломали в море лед и унесли к северу. Вода была чистой до самых островов, которые носили название Холмы Грирсон.

Место для посадки долго искать не пришлось: с воздуха были отчетливо видны ровные покрытые льдом заливы. На одном из них и была сооружена взлетно-посадочная площадка. На нее могли садиться самолеты не только на лыжах, но и на колесах.

Длина нашей трассы на восток увеличилась теперь вдвое. Ежедневно, как только позволяла погода, самолеты доставляли к Холмам Грирсон снаряжение и продовольствие для поисковых отрядов, а обратными рейсами вывозили образцы минералов, нужные для камеральной работы ис­следователей.

Постоянно в этом районе действовали два самолета: АН-2, который мог садиться там, где нужно было ученым, и ЛИ-2, используемый для аэрофотосъемки побережья. На ИЛ-12 мы доставляли этим двум машинам горючее..... До чего же быстро обживаетея человек на новом месте! Несколько дней наш экипаж не был в этом районе, так как приходилось летать на Пионерскую, а когда мы вновь прилетели к Холмам Грирсона, то увидели с воздуха маленький поселок: четыре палатки стояли около барьера на припайном льду, а невдалеке от них на ограниченной красными флажками полосе — два самолета.

Срок исследовательской работы в этом районе уже истек, но географ Е. С. Короткевич и инженер-геолог П.И. Солонков уговаривали меня и М. М. Сомова еще немного задержать эвакуацию лагеря, обещая «завтра» закончить все дела. Конечно, это «завтра» растянулось на несколько дней, и мы дождались шторма. В это время самолет ЛИ-2 был в районе Оазиса, а на полосе стояла машина АН-2.

Ветер взломал припай, на котором размещался лагерь, наторосил лед, часть его выгнал из залива. Наша «Аннушка» каким-то чудом осталась на небольшой льдине. Когда после шторма члены экипажа пришли на полосу, они увидели в нескольких метрах от хвоста АН-2 воду. Нужно было срочно перевести самолет на новую площад­ку. Пришлось Кашу заставить АН-2 выполнять функции вертолета, так как места для разбега самолета не было. Как говорили летчики, это был не взлет, а акробатический номер.

... Работы на Холмах Грирсона закончились, и авиация перебазировалась в Мирный. Наступили первые летние дни. Теперь ртутный столбик в Мирном поднимался до плюс 5 градусов. Днем, когда лучи солнца были особенно теплыми, с плоских крыш наших домиков стекала талая вода: снег на дорогах стал рыхлым, кое-где побурел.

Из Ленинграда уже вышла «Обь». Она везла нам смену — работников Второй антарктической экспедиции. Но до прибытия судна мы еще много должны сделать.

Восточная часть материка исследована, но запад оставался еще не тронутым. Нужно было провести обследование и аэрофотосъемку побережья на запад от Мирного до шельфового ледника Эймери. Район большой, он простирается на 1000 километров.

Решили провести сначала рекогносцировочный полет — определить места, куда надо доставить научные отряды и с воздуха подобрать посадочные площадки.

С группой научных сотрудников я вылетел на самолете ИЛ-12. Мы пересекли Западный шельфовый ледник. Под крылом проплыл большой заснеженный остров; на припае мы увидели большую колонию пингвинов. Около Мирного тоже была колония этих птиц, число которых приблизительно доходило до 40 тысяч, но здесь их было гораздо больше. Сделав круг над островом и сфотографировав с воздуха пингвинов, мы взяли курс на шельфовый ледник Эймери. Миновали залив Прюдс, покрытый дрейфующими льдами и айсбергами; у берега была чистая вода.

Вот, наконец, мы и над ледником Эймери — конечной точкой нашего маршрута. Внизу — изрезанный трещинами ледник, отдельные маленькие скалистые острова. Подходящих мест для посадки самолетов на колесах мы не нашли. Отсюда самолет взял курс на Мирный и пошел вдоль побережья.

Вот и холмы Вестфолль. Непонятно, почему их назвали холмами, — это настоящие горы высотой 300 — 400 метров. В этом районе множество покрытых льдом озер и заливов. Хорошо бы совершить здесь посадку, — подумал я, — но, пожалуй, не стоит рисковать. Посоветовавшись с Короткевичем, решили послать сюда ЛИ-2. Он легко здесь сядет, и экипаж сможет подобрать площадку для нашего ИЛ-12. Тогда можно будет доставить сюда исследователей несколькими самолетами.

На следующий день Николай Дмитриевич Поляков вместе с группой исследователей улетел на ЛИ-2 в район холмов Вестфолль. Через два часа в Мирный пришла радиограмма, где Поляков сообщал, что посадил самолет на озере в северной части этого района, но взлететь не может. Оказалось, что лед на озере представлял из себя «слоеный пирог»: сверху лежал снег, толщиной пять-восемь сантиметров, затем шел лед толщиной до пяти сантиметров, под ним сантиметров семь воды, а дальше — крепкий лед. Хорошо, что я не посадил тогда ИЛ-12.

Надо было выручать Полякова, доставить ему лыжи; взлететь на колесах из «каши» он не сможет. В воздух поднимается ЛИ-2 Н-465, управляемый Сорокиным, с заданием подыскать площадку для приема ИЛ-12 в районе местонахождения Полякова. Но сколько Сорокин ни искал, подходящей площадки для приема колесной машины ему найти не удалось. Последний раз он посадил машину в ста километрах от места стоянки самолета Полякова, у купола, на припайном льду. По сообщению Гурия, толщина льда там более полутора метров, поэтому посадить ИЛ-12 можно. Мы обрадовались и быстро подготовили самолет к вылету. Но тут радисты передали мне ра­диограмму. Сорокин сообщал: «После детального осмотра площадки и промера толщины льда обнаружены многочисленные проталины, местами глубиной до 30 сантиметров, на отдельных участках — наледь. Посадку ИЛ-12 считаю невозможной, горючего осталось до Мирного».

Вылет ИЛ-12 срывался. Нужно было принимать какие-то другие меры. Я предложил Сорокину оставаться пока на месте и ждать АН-2, который должен будет найти посадочную площадку уже не на озерах, а на близлежащих куполах плато. Каш сможет посадить машину около самолета Полякова и взять у него горючее для АН-2, которое тот расходует меньше, чем ЛИ-2.

Прошли сутки после вылета Каша, но радостных вестей от него не было. Он совершил более десяти посадок, но подходящей площадки не нашел.

Беспокойство в Мирном росло. Нужно было решать: или АН-2 вывезет экипаж Полякова к Сорокину, бросив самолет Н-470 на произвол судьбы, или попытается найти

площадку для ИЛ-12. Остановились на втором варианте: взяли лыжи, залили баки ИЛ-12 горючим и вылетели на поиски аэродрома. Мы ничем не рисковали; горючего у нас много, и, если не найдем того, что ищем, всегда сможем вернуться в Мирный.

Когда мы были уже недалеко от района, где находится самолет Полякова, бортрадист дал мне радиограмму от Каша: «Иван Иванович, знаю, что вы в воздухе, и спешу сообщить радостную новость: нашел на плато к югу от Полякова площадку, вас принимаю».

... Полчаса спустя экипаж ИЛ-12 благодарил Каша за хорошую посадочную площадку. Через четырнадцать часов самолет Н-470 был переставлен на лыжи и поднялся в воздух.

И снова небо над холмами Вестфолль оглашалось рокотом моторов. Летчики перевозили ученых с одного участка на другой, изучали местность, наносили на карту новые районы, доставляли сотни образцов породы для камеральной обработки. Но скоро и эти работы были закончены, и самолеты вернулись в Мирный.